Тюря

Тюря

Наташа Тирских

Привет, дорогие мои любители вкусной и полезной пищи, с вами на Картине питательно-познавательная программа «Столовка» и я, её ведущая – Наташа Тирских. Лето, солнце, жара, и как следствие – жажда, а также постоянное желание охладиться. Что ж, если такое желание есть и у вас, дорогие слушатели, тогда вспомним с вами забытый, причём, незаслуженно, холодный, освежающий суп, который наши предки на Руси ели повсеместно, особенно в жаркие дни.
Меню дня. Тюря! Вот главное блюдо на нашей сегодняшней скатерте-самобранке. Название, надо признать, звучит не столь аппетитно, как, например, французский буйабэс, да и готовится гораздо проще, чем его собрат из Прованса, но всё же. Более старинного блюда найти вряд ли удастся в русской кухне. Ведь именно тюря является прародителем всем известной ботвиньи, свекольника и окрошки.
Кушать подано. Если заглянуть в толковый словарь Даля, то напротив названия «тюря» мы прочтём, что это, дословно, «самая простая еда: хлеб или сухари, корки, покрошенные в воде с солью; хлебная окрошка на квасу, ино с луком, иногда крошево хлебное во щах». Да, суп считался примитивным. В основном славился среди бедняков, потому как его состав порой был только из трёх ингредиентов. Кваса, как главной основы этого блюда, хлебных крошек и соли. Но, и представители высшего сословия не гнушались тюрей, правда, рецепт их супа, конечно, был более насыщенным и питательным. В него входили различные овощи, много зелени, репа, редька, а с появлением картофеля в тюрю стали добавлять и его. А вообще, тюря была достаточно разной, хоть и считалась безыскусным блюдом: лечебной, детской и бедняцкой. Лечебная помогала повысить иммунитет и избавиться от простуды. Как правило, в неё добавляли мёд и совсем немного хлеба. Тюря для детей – это белый хлеб, залитый горячим молоком. Ну, а бедняки делали тюрю из черствого хлеба, кваса, с небольшим количеством подсолнечного масла.
Интересно о вкусном. Вероятно самым известным упоминанием слова «тюря» в литературе является фрагмент поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Кушай тюрю, Яша! Молочка-то нет!» — Где ж коровка наша? «Увели, мой свет!» Впоследствии первое четверостишие вошло в фольклор и нередко перефразируется «Кушай, детка, тюрю…». Это можно понять как, отсутствие продуктов для приготовления пищи, в связи с бедностью. А ещё, в некоторых районах Воронежской области тюрей называется варенье, растворённое в воде, что-то вроде современного морса, ну, или сахар, растворённый в воде. Близка к тюре мурцовка — квашеная капуста с луком и растительным маслом, смешанная с водой. Ну, и конечно, нельзя не вспомнить, что именно благодаря такому простейшему супу, как тюря, мы узнали об всеми любимой окрошке.
Приятного аппетита. Какого эдиного рецепта приготовления тюри нет, но, стоит признать, что блюдо это будет весьма интересно тем, кто является приверженцем вегетарианства, а также тем, кто соблюдает пост, ну, или просто, кто хочет охладиться в жару. Начинаем мы приготовление тюри с того, что с заранее подготовленного черного хлеба срезаем корки, нарезаем их небольшими ломтиками. После этого кладем наши кусочки хлеба на противень и подсушиваем в умеренно разогретом духовом шкафу в течение примерно 10 минут. Затем каждый подсушенный кусочек натираем зубчиками чесночка. Затем нарезаем наш хлебушек некрупными кубиками и выкладываем на тарелку. Режем лук, можно добавить немного репы или редьки, если есть сваренный картофель – смело тоже отправляйте его в тюрю. Теперь хорошо промываем кинзу или петрушку, измельчаем её и выкладываем к остальным подготовленным ингредиентам. Теперь заливаем содержимое нашей тарелки квасом. После этого солим тюрю по вашему собственному вкусу и немедленно подаем к столу. Считайте, что к самым древним истокам русской кухни путь для вас открыт. Вот и всё, но только на сегодня с вами на картине была программа Столовка и я, её ведущая –Наташа Тирских. Доброго здоровица, пока!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

#main-content .dfd-content-wrap {margin: 0px;} #main-content .dfd-content-wrap > article {padding: 0px;}@media only screen and (min-width: 1101px) {#layout.dfd-portfolio-loop > .row.full-width > .blog-section.no-sidebars,#layout.dfd-gallery-loop > .row.full-width > .blog-section.no-sidebars {padding: 0 0px;}#layout.dfd-portfolio-loop > .row.full-width > .blog-section.no-sidebars > #main-content > .dfd-content-wrap:first-child,#layout.dfd-gallery-loop > .row.full-width > .blog-section.no-sidebars > #main-content > .dfd-content-wrap:first-child {border-top: 0px solid transparent; border-bottom: 0px solid transparent;}#layout.dfd-portfolio-loop > .row.full-width #right-sidebar,#layout.dfd-gallery-loop > .row.full-width #right-sidebar {padding-top: 0px;padding-bottom: 0px;}#layout.dfd-portfolio-loop > .row.full-width > .blog-section.no-sidebars .sort-panel,#layout.dfd-gallery-loop > .row.full-width > .blog-section.no-sidebars .sort-panel {margin-left: -0px;margin-right: -0px;}}#layout .dfd-content-wrap.layout-side-image,#layout > .row.full-width .dfd-content-wrap.layout-side-image {margin-left: 0;margin-right: 0;}